Вокзал Бухара-1 находится в городе Кагане. Втрое дальше от исторического центра, чем аэропорт.
— 50 тысяч сумов.
— Да? Сейчас в Яндексе найду за 15.
— Он в Бухаре работает, в Кагане нет. И ночь уже.
Уже ночь, в Кагане он тоже работает, проблема только в том, что Яндекс отказывается находить адрес моего отеля.
И мне вдруг хочется дать местным подзаработать:
— За 40 тыщ поеду.
— Ай, ладно. Идём!
Таксисту лет 25, он подводит меня к малышу Матису, мы почти одновременно открываем каждый свою дверь, и салон внутри заливается фиолетовым светом. Колхозный тюнинг — выбор энергичной молодёжи!
— Эшони и Пир, три.
— Ага.
И мы просто поехали. Никакого навигатора у него не было. По адресу, который не нашёл Яндекс!
— Я был у вас в Москве. Мне там не понравилось.
Таксист застенчиво дерзит.
Работал семь лет назад в Рязани (ну, да: из Бухары это один хрен) продавцом в магазине.
— Я просыпался, шёл на работу, уставал, засыпал, просыпался, шёл на работу. И так девять месяцев. Потом вернулся и больше так не хочу.
Теперь он днём учится на агронома, по ночам таксует.
— А ещё, я фотограф на свадьбах! Это моя профессия. Но сейчас Рамазан [узбеки его произносят через -з-], свадеб нет. Но скоро снова начнутся. И у меня тоже скоро будет!
— Тоже пригласите себе фотографа?
— Конечно! Кого-нибудь из коллег…
Да, он выглядит замученным, но родной социум, друзья, девушка и разнообразная профессиональная деятельность не дают уставать морально.
Учёба платная, тысяча долларов в год. Почему-то местные не любят считать в сумах, хотя государство жёстко пресекает оборот любой инвалюты внутри страны.
В группе 30 человек, 5 мест по грантам (от государства). На них попадают дети чиновников, которые почему-то сдают экзамены лучше других.
Стипендию платят всем, 50 долларов в месяц. Отличникам больше. Платники могут её зачислять в оплату обучения. Мой водитель так и делает.
Когда получит диплом, отправится на какое-то из сельхозпредприятий:
— У нас хлопка много. Им всем требуются специалисты.
Насколько велика монополизация бизнеса, уверенно прояснить не смог. Предприятия здесь расположены «кластерами», а сколько у них всех конечных бенефициаров (один, пять, много), не знает.
Дороги в Бухаре поуже, чем в Ташкенте и Самарканде. Зато асфальт ровнее, разметка есть почти везде — и водители перестраиваются реже. Тротуары лучше, шире, зебры нарисованы — и пешеходов все охотно пропускают. Даже вне зебр.
— Вот здесь.
Матис останавливается ровно напротив ворот старого города, на которых среди прочих вывесок красуется Sasha and Son Hotel — моя гостиница. Остаётся пройти метров десять.